.

Социально психологическая адаптация первоклассников к школе



Психологическая адаптация первоклассника зависит в равной степени от состояния ребенка и от поведения взрослых.

В состоянии ребенка в первую очередь необходимо выделить его физическое здоровье, которое определит его усидчивость, работоспособность, утомляемость в школе. Шестилетний ребенок в силу возраста менее усидчив и работоспособен, быстрее устает, и, если родители все-таки отправили малыша в школу раньше времени, он не обязан чувствовать себя так же, как семилетки, у которых крепче мышцы спины, сильнее рука, и – главное – крепче нервная система. Было бы прекрасно, если бы все дети развивались с одинаковой скоростью, но практика показывает, что кроме возрастной нормы существует индивидуальная скорость развития ребенка, с которой и работают психологи. Есть дети 6,5 лет психологически абсолютно готовые учиться, а есть дети 7,5 лет, которым нужно еще подождать.

Кроме физического здоровья огромную роль играет эмоциональное состояние ребенка. Родители, педагоги и психологи знают, что самый умный ребенок не сможет использовать свои интеллектуальные способности, если напуган, унижен, растерян или просто не умеет справляться даже с положительными эмоциями. У шестилетнего ребенка чаще всего нет опыта самоконтроля, у семилетнего – и опыт и даже иногда – навык, который требуется в процессе обучения в школе. Навыки самоконтроля определяют внешнее поведение ребенка и дают возможность интеллекту проявиться в учебной деятельности.

Психологически очень важны коммуникативные навыки – умение общаться со сверстниками: знакомиться, договариваться, уступать и настаивать на своем, выражать свою точку зрения, защищаться и помогать; и со взрослыми: умение слушать и понимать, просить о помощи и объяснять свою позицию. У детей несадовских могут быть сложности с адаптацией именно в плане общения, а сказаться эти проблемы могут на учебе.

Наконец – уровень подготовленности ребенка в плане учебных навыков. Подчеркнем – наконец, а не в первую очередь. Ребенок, который уже умеет читать, писать и считать, но не осознает новой социальной роли ученика, не умеет общаться, боится ошибок, или не желает слушать учителя, не сможет быстро адаптироваться в школе, хотя он все умеет . Тем не менее требования к интеллектуальному развитию будущего первоклассника существуют. Определенный запас слов, общая осведомленность или кругозор, элементарная логика, понимание пространственных и временных закономерностей, умение следовать алгоритму необходимы для начала учебной деятельности. Все перечисленное выше закладывается в программу детского сада, а если ребенок не посещает детский сад - может быть скомпенсировано занятиями с минишколах, специальных группах (деятельность которых должна контролироваться ).

Таким образом, если ребенок идет в школу вовремя, он здоров, позитивно настроен, умеет договариваться и обладает элементарным кругозором – он адаптируется к обучению в школе быстро и безболезненно.

Как показывает практика, сложнее и дольше всего привыкают к школе так называемые невоспитанные дети. Но, поскольку ребенок не может воспитать себя сам, перейдем к роли взрослого в процессе адаптации первоклассника к школе.

Для учебного процесса воспитанность – это прежде всего понимание и принятие ребенком того факта, что в обществе существуют определенные правила поведения, обязательные для всех. Так, ребенок 6 лет имеет некоторое право не осознавать этого в силу возраста, так как основный вид развивающей деятельности для него – игра. Дошкольные развивающие программы строятся исключительно в игровой форме – иначе они не будут восприняты дошкольниками, но школьная программа на игровую деятельность уже не ориентирована, поэтому первокласснику нужно будет адаптироваться к целой системе новых для него поведенческих требований. Это психологически очень сложная задача даже для взрослого дисциплинированного человека. Индивидуальная норма развития ребенка в поведенческом плане достаточно широка: есть дети, которые легко и с удовольствием следуют правилам дисциплины, есть дети, которые постепенно привыкают к новым условиям, есть дети, которые очень хотят быть дисциплинированными, но у них не получается – у всех этих первоклассников есть реальный шанс нормальной своевременной адаптации. Но есть дети, которые не желают следовать правилам поведения или не могут им следовать, потому что не понимают их важности. Это дети, которым взрослые не сумели обеспечить навыка нормального общения в силу разных причин – у таких первоклассников период адаптации скорее всего будет сложен и долог.

Для нормальной психологической адаптации первокласснику необходимы отчетливые социальные ориентиры, которые, конечно, должны предоставить ему взрослые отчасти до школы, отчасти в процессе адаптации к учебному процессу.

Психологи диагностируют наличие и контролируют развитие следующих направлений адаптации первоклассника: - осознание и принятие социальной роли ученика (не просто понять я теперь ученик , но и внутренне согласиться быть учеником, иначе требования к учебной деятельности ребенком тоже не будут приняты: я вам выучил - говорит такой ученик); ориентир – учебная деятельность. - наличие элементарных навыков общения; ориентир – сотрудничество. - уровень развития познавательных способностей; ориентир – умение трудиться, преодоление трудностей. - уровень тревожности (установка на достижение успеха или избегание неудач); ориентир – позитивный настрой, умение извлекать уроки из ошибок.

В жизни первоклассников появляется еще один очень важный человек – учитель, от которого в огромной степени зависит адаптация его учеников. В профессиональном плане предполагается, что учитель ориентирован на учет индивидуальных особенностей учеников, чтобы учебный материал не растворялся в пространстве, а попадал по адресу . Исследовать эти индивидуальные особенности – задача школьного психолога. Если педагог заранее ознакомлен с сильными и слабыми сторонами познавательной деятельности учеников – это усложняет его задачу по моделированию урока, но упрощает процесс обучения для первоклассников. Ученик, который прилагает чрезмерные усилия по освоению программы, адаптируется дольше.

Кроме чисто профессиональной деятельности учитель в состоянии предоставить первоклассникам и главный социальный ориентир – взрослые существуют не для критики и наказания, а для поддержки и понимания.

Психологическая практика показывает, как часто абсолютно не готовый к обучению в школе первоклассник, попав к молодому неопытному педагогу, просто любящему детей, отлично адаптируется к школе и к жизни просто потому, что его правильно поняли.

Динамика показателей социально-психологической адаптации превоклассников в процессе коррекционной работы Текст научной статьи по специальности Психология

  • социально-психологическая адаптация ,
  • показатели социально-психологической адаптации ,
  • Мотивация ,
  • методы креативной терапии ,
  • первоклассники ,
  • socio-psychological adaptation ,
  • parameters of socio-psychological adaptation ,
  • Motivation ,
  • methods of creative therapy ,
  • first-graders

Аннотация
научной статьи по психологии, автор научной работы — Осадчая Каринэ Рафаеловна

В работе исследовались показатели социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению, а также методы их коррекции. Развивающая программа включает в себя занятия с использованием различных техник креативной терапии: арт-терапии, сказкотерапии, психогимнастики и т.д. Основным достоинством данного исследования является попытка диагностики показателей социально-психологической адаптации первоклассников с помощью проективной методики «Песочница»

Abstract 2008 year, VAK speciality — 19.00.01;19.00.07;19.00.13, author — Osadchaya Karine Rafaelovna

In work investigated parameters of socio-psychological adaptation of children of younger school age to school training, and also methods of their correction. The developing program includes employment with use various methods of creative therapy: the art-therapy, fairytale-therapy, psycho-gymnastics, etc. The basic advantage of the given research is attempt of diagnostics of parameters of socio-psychological adaptation of first-graders by means of a projective technique A sandbox

Научная статья по специальности Психология развития. Возрастная психология. Сравнительная психология из научного журнала Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология , Осадчая Каринэ Рафаеловна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Осадчая Каринэ Рафаеловна Динамика показателей социально-психологической адаптации превоклассников в процессе коррекционной работы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2008. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-pokazateley-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-prevoklassnikov-v-protsesse-korrektsionnoy-raboty (дата обращения: 13.10).

Осадчая Каринэ Рафаеловна Динамика показателей социально-психологической адаптации превоклассников в процессе коррекционной работы Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология (2008). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-pokazateley-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-prevoklassnikov-v-protsesse-korrektsionnoy-raboty (дата обращения: 13.10).

Осадчая Каринэ Рафаеловна (2008). Динамика показателей социально-психологической адаптации превоклассников в процессе коррекционной работы. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология URL: http://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-pokazateley-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-prevoklassnikov-v-protsesse-korrektsionnoy-raboty (дата обращения: 13.10).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Осадчая Каринэ Рафаеловна Динамика показателей социально-психологической адаптации превоклассников в процессе коррекционной работы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2008. №2 С.156-169.

Осадчая Каринэ Рафаеловна Динамика показателей социально-психологической адаптации превоклассников в процессе коррекционной работы Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология (2008).

Осадчая Каринэ Рафаеловна (2008). Динамика показателей социально-психологической адаптации превоклассников в процессе коррекционной работы. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Батуева Светлана Владимировна
Южно-Уральский государственный медицинский университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии


Аннотация
Данная статья посвящена проблеме социально-психологической адаптации первоклассников с задержкой психического развития. В статье рассматриваются возможности адаптации детей посредством творческой деятельности в театральной студии. Предложена к рассмотрению программа театральной студии, и ее составляющие блоки. В программу включена подборка методик по определению уровней социально-психологической адаптации. Приведены результаты формирующего эксперимента.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF THE FIRST GRADER WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT ART AND THERAPEUTIC SPEDSTVAMI OF THEATRICAL ACTIVITY

Batuyeva Svetlana Vladimirovna
Southern Ural state medical university
candidate of pedagogical sciences, associate professor of psychology


Abstract
This article is devoted to a problem of social and psychological adaptation of first graders with a delay of mental development. In article possibilities of adaptation of children by means of creative activity in drama school are considered. The program of drama school, and its making blocks is offered to consideration. The program included a selection of techniques by determination of levels of social and psychological adaptation. Results of the forming experiment after introduction are given.

Библиографическая ссылка на статью:
Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3934 (дата обращения: 12.11).

Современный этап социально-экономического развития России характерен коренными преобразованиями во всех общественных структурах, сменой образовательных приоритетов, доминантой которых становится развитие активной личности, умеющей адаптироваться к новым условиями жизнедеятельности. Решение проблемы успешной социально-психологической адаптации должно осуществляться с первых дней пребывания первоклассника в школе. Особое внимание в период пребывания первых дней ребенка в школе, следует уделить детям с ослабленным здоровьем.

Специалисты ВОЗ отмечают увеличение количества первоклассников с диагнозом задержка психического развития.

Дети с нарушением данного вида тяжелее переносят школьные нагрузки, из-за нарушений в работе центральной нервной системы у них повышенная утомляемость, слабая эмоционально-волевая регуляция, проблемы с усвоением режимных требований. Сравнивая себя с другими одноклассниками, первоклассники с задержкой психического развития переживают ситуацию неуспеха, теряют уверенность в себе и интерес к обучению. Педагоги и психологи с первых недель пребывания ребенка с ЗПР в школе отмечают возникновение проблем социального и личностного характера. К проблемам социального характера относятся конфликтность, вспыльчивость, нарушения в поведении, школьные фобии. Этот факт тоже неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях с одноклассниками, часто ссорится, чувствует себя некомфортно в коллективе. Постоянных у них друзей нет.

Личностными проблемами первоклассников ЗПР принято считать низкую самооценку, личностную тревожность. Детей с ЗПР отличает подверженность быстрой смене настроения, обидчивость, вспыльчивость и плаксивость.

Проблема обучения детей с задержкой психического развития приобретает все большую популярность (Н.Л. Белопольская, Л.О. Бадалян, О. Журбина, Н. Краснощекова, М.И. Мамайчук и др.) [1;2,3,4].

Одной из важнейших задач современных образовательных учреждений является поиск новых форм создания благоприятных условий для социально-психологической адаптации детей с ослабленным здоровьем, что находит подтверждение в таких документах, как Закон РФ «Об образовании».

Возможность успешной социально-психологической адаптации детей с задержкой психического развития представляет детская театральная студия. Уникальность которой, заключается в объединении в комплексную систему всех выразительных средств искусства, способных целостно воздействовать на личность ребенка[5,6]. Театральная студия способна включать ребенка в различные виды творческой деятельности, которые развивают коммуникативные, когнитивные эмоционально-волевые сферы личности. Помимо всестороннего развития, включение ребенка в процесс драматизации, ребенок на практике начинает моделировать новый положительный опыт социальных контактов, учится взаимодействовать с партнером на сцене. Через исполнительскую деятельность осуществляется усвоение новых социальных ролей, что способствует успешной интеграции ребенка в социуме. Таким образом, драматизация способствует выйти на новый, более высокий уровень, взаимоотношений между ровесниками и взрослыми создать благоприятный микро-социальный климат в коллективе.

Психологическая адаптация характеризуется социальной активностью ребенка и предполагает не только интеграцию младшего школьника в новую школьную систему, но и способностью преобразовывать саму среду в соответствии с индивидуальными особенностями и возрастными потребностями ребенка.

Проблеме адаптации учащихся в начальной школе уделяли внимание такие ученые как Л.С.Выготский (Вопросы детской психологии), И.С.Кон (Социология личности) и многие другие [7,8] .

В психолого-педагогической литературе определение понятия социально-психологическая адаптация не имеет общего определения, хотя большинство исследователей сходится во мнении рассматривать его как интегральные свойства личности, способствующие успешному освоению новой социальной среды [7,9,10]. Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы сделали вывод, что интегративные свойства личности целесообразно сопоставить с эмоциональным, коммуникативным и деятельностно-творческим компонентами. Потому что именно эти компоненты составляют основу успешной социально-психологической адаптации ребенка. Нами были определены и подробно описаны уровни социально-психологической адаптации – высокий, средний и низкий.

Эмоциональный компонент включает в свое содержание эмоционально-волевую регуляцию, адекватное проявление эмоций на различные жизненные ситуации. Основу коммуникативно компонента составляет взаимодействие ребенка с ровесниками и взрослыми, умение слушать окружающих и успешно использовать средства речевой коммуникации, грамотно выражать свои мысли.

Деятельностно-творческий компонент предполагает содержание активных форм творческой деятельности первоклассников. Участие в творческой деятельности способствует поиску новых личностных ресурсов, раскрепощению и личностному росту ребенка.

Нами были разработаны критериальные показатели уровней сформированности компонентов социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР и представлены в таблице (Таблица 1).

Таблица 1. Критериальные показатели уровней сформированности компонентов социально-психологической адаптации первоклассников с ЗПР

Компоненты социально-психологической адаптации

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Адаптация детей
  • Безопасность детей
  • Воспитание детей
  • Вязание для детей
  • Гимнастика для детей
  • День рождения ребенка
  • Дети в детском саду
  • Дети раннего возраста
  • Дети школьного возраста
  • Животные для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Личность ребенка
  • Обучение детей
  • Одаренные дети
  • Поведение ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Ребенок 1 год
  • Ребенок 10 лет
  • Ребенок 11 лет
  • Ребенок 12 лет
  • Ребенок 2 года
  • Ребенок 3 года
  • Ребенок 4 года
  • Ребенок 5 лет
  • Ребенок 6 лет
  • Ребенок 7 лет
  • Ребенок 8 лет
  • Ребенок 9 лет
  • Режим ребенка
  • Современные дети
  • Сценарии для детей
  • Формирование ребенка


  • Избранные статьи

    Методы физического развития детей дошкольного возраста

    Дошкольное воспитание Подробности Опубликовано: 06 далее...


    Матрас для ребенка 6 лет

    Детский матрас ?Детский ортопедический матрас должен далее...


    Педагогические условия адаптации детей раннего возраста

    Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста в группах далее...


    Уроки для детей 3 4 лет

    Задание 1 (Малышам. Игры для малышей.) В этой игре далее...


    Формирование детей дружеских отношений

    Формирование дружеских взаимоотношений детей со далее...


    Популярные статьи

    Интересно

    Основной закон развития игры дошкольном возрасте

    Психическое развитие в раннем возрасте. Раннее детство - 1-3 года (по Эльконину). Соц. Ситуация развития. Складывается такая формула: «ребенок -- предмет -- взрослый». Ребенку...


    Руководство игрой дошкольном возрасте

    Консультация для воспитателей «Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми в младшем дошкольном возрасте» Появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе...


    Игры для детей 4 лет на мышление

    Развитие мышления ребёнка 3, 4, 5 лет Как развивать мышление детей? Развитие словесно-логического мышления детей Пройдет год-другой, и ваш малыш станет школьником. Обучение в современной традиционной школе базируется на...