.

Обучение воспитание и развитие детей овз



Этап дошкольного детства—время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему—дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.


Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагоги-ческой работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная средаидр.(Е. А. Екжанова,Е. А. Стребелева).
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-раэвивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных,
Большинству детей с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием:
•для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса;
• для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места;
•для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.
Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае. Например, одной из особенностей развития детей с нарушениями слуха и интеллектуальными нарушениями является замедленное формирование понятий. Это диктует необходимость усиления сенсорной основы обобщения за счет демонстрации различных наглядных средств, способствующих раскрытию сущности понятий. Для более глубокого понимания значения действий, явлений используются наглядно- практические методы; для уточнения знаний о предметах широко применяется письменная речь (таблички), дактилология. В отношении детей с нарушениями зрения наиболее распространенным является словесный метод, который рекомендуется сочетать с практическим методом при объяснении программного материала. В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности, социально-бытовой ориентации.
Для детей с ОВЗ целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов. Так, например, для детей, имеющих глубокие задержки речи, интеллекта, слуха используются невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки-символы).
Важным компонентом успешного включения ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников является подготовка педагогов к интегративному процессу с помощью обучающих программ повышения квалификации для специалистов дошкольных учреждений и программ повышения родительской компетентности.

Источник: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.

Последние материалы

Похожие материалы

В Образовательной организации созданы условия для детей с ОВЗ (работает ПМПК, реализуются индивидуальные образовательные маршруты, коррекционная часть основной общеобразовательной программы). При организации данной работы практикуется система сетевого взаимодействия: специалисты (педагог-психолог, дефектолог, психиатр) привлекаются на договорной основе с другими организациями. Инклюзивное образование в Образовательной организации осуществляется по модели полной инклюзии, предполагающей образование детей с ОВЗ, детей-инвалидов совместно с воспитанниками, не имеющими таких ограничений, в одной группе общеразвивающей направленности с организацией специализированной коррекционной помощи на основе сетевого взаимодействия.

В Образовательной организации функционируют логопедические пункты, деятельность которых регламентируется локальным нормативным актом - Положением о логопедическом пункте.

Доступная среда для детей-инвалидов частично соответствует рекомендациям ТПМПК, ВКК, требованиям Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 9.11.15 № 1309, что обусловлено недостаточностью финансовых и кадровых условий Образовательной организации. Требуют доработки адаптированные образовательные программы.

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении в условиях интеграции

В последнее время увеличива­ется число детей-инвалидов.

Еще два года назад больши­нство из них были вынуждены сидеть дома. Сегодня во многих детских садах города Ревды создаются условия для воспита­ния и развития детей с ограни­ченными возможностями здо­ровья (ОВЗ) совместно с нор­мально развивающимися детьми.

Образование одинаково нужно и больным, и здоровым детям, и их общение друг с другом имеет огромный жизнеутверждающий и нравственный потенциал.

Поэтому, говоря о перспекти­вах создания равных условий для инвалидов, начинать формиро­вать такую благотворную среду надо с раннего детства. И чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.

Проведенные наблюдения педагогами и специалистами в ходе работы показывают, что дети с ОВЗ, посещающие группы, где воспитываются здоровые дети, приобретают большую социальную компетентность, чем их ровесники, обучающиеся на дому.

Помимо этого, каждодневное взаимодействие с необычно развивающимися ровесниками ставит обычно развивающихся детей перед необходимостью быть более умелыми в общении, больше развивает их интеллект и такие нравственные качества как доброта, отзывчивость, взаимо­помощь.

Человек формируется в соответствии с тем, как его видят другие. Если ребенка-инвалида воспринимают как неполноцен­ного, постоянно нуждающегося в помощи, не способного самосто­ятельно удовлетворять свои потребности, то это закрепляется в его сознании, поведении, формирует у него определенный тип отношений к себе, другим, к окружающему миру предметов и явлений.

Начатая работа в 2006 году в первую очередь была направлена на оказание комплексной систе­матической помощи, осуще­ствление поддержки нуждаю­щимся детям и их родителям, создание таких средовых усло­вий, которые обеспечивали бы успешную адаптацию ребенка с ОВЗ в социуме.

Для этого были созданы следующие условия:

- сформирован пакет документов и разработаны локальные акты по организации деятельности детей- инвалидов;

- разработаны индиви­дуальные программы для проведения коррекционно­педагогической работы с каждым ребенком;

- организовано обучение воспитателей и специалис­тов;

- налажено взаимодействие с социумом;

- созданы условия для организации детской деятельности в бассейне, музыкально-спортивном зале, групповой комнате;

- приобретается оборудование для комнаты коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

- обеспечено постепенное включение ребенка с ОВЗ в пространство общения с детьми. Посещающими МКДОУ.

Условия для детей с ограниченными возможностями здоровья:

ТПМПК: консультационное, диагностическое, методическое обеспечение. Участие в работе ПМПК МКДОУ, консультационного центра.

Физкультурный диспансер: диагностическое обеспечение.

Учреждения дополнительного образования - ЦДО, СЮТ, Детская художественная школа, Детская музыкальная школа, Детско-юношеская спортивная школа: организация участия воспитанников в городских конкурсах детского творчества, спортивных конкурсах и мероприятиях; посещение выставок, концертов.

Учреждения культуры: участие в конкурсах, организованных этими учреждениями; посещение представлений.

Образовательные и иные организации: сетевая форма реализации ООП ДО МКДОУ детский сад № 28.

ГПН, ГИБДД: профилактика травматизма на дорогах и пожарах; участие в конкурсах.

Детские городские библиотеки: осуществление сетевого взаимодействия по реализации целей ООП ДО.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы, проблемы и перспективы развития EDUCATION OF CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS OR DISABILITIES: MODERN APPROACHES, PROBLEMS AND PROSPECTS Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • ОБУЧАЮЩИЙСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ,
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ,
  • ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ,
  • ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ,
  • ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ,
  • ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ,
  • EDUCATORS’ WILLINGNESS AND CAPACITIES ,
  • CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS AND DISABILITIES ,
  • SPECIAL CONDITIONS FOR EDUCATION AND TRAINING ,
  • VARIABILITY OF EDUCATIONAL SERVICES ,
  • INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Возняк Ирина Владимировна

Статья посвящена проблемам организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития российской системы образования. Введение новых нормативных документов ставит перед педагогическими работниками серьезные задачи по созданию доступной образовательной среды и изменению содержания образования. В статье представлены результаты исследования готовности педагогов к инклюзивному образованию, анализ которых может быть использован при разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.

Abstract 2015 year, VAK speciality — 13.00.00, author — Voznyak Irina Vladimirovna, Kazan Pedagogical Journal

The article reports on the problems of education of children with special needs and disabilities at the present stage of Russian educational system development. Introducing new normative instruments represents a significant challenge for educators, including the creation of a fully accessible learning environment for those children and changing educational contents. The article presents the findings of the monitoring of educators’ willingness and capacities to adopt inclusive education. The results may be used for creating teacher development training and retraining programmes.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Казанский педагогический журнал , Возняк Ирина Владимировна

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Возняк Ирина Владимировна Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы, проблемы и перспективы развития // КПЖ. 2015. №4-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-sovremennye-podhody-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 12.10).

Возняк Ирина Владимировна Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы, проблемы и перспективы развития Казанский педагогический журнал (2015). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-sovremennye-podhody-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 12.10).

Возняк Ирина Владимировна (2015). Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы, проблемы и перспективы развития. Казанский педагогический журнал URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-sovremennye-podhody-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 12.10).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

Возняк Ирина Владимировна Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы, проблемы и перспективы развития // КПЖ. 2015. №4-1 С.109-114.

Возняк Ирина Владимировна Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы, проблемы и перспективы развития Казанский педагогический журнал (2015).

Возняк Ирина Владимировна (2015). Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: современные подходы, проблемы и перспективы развития. Казанский педагогический журнал

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения



Меню

  • Адаптация детей
  • Безопасность детей
  • Воспитание детей
  • Вязание для детей
  • Гимнастика для детей
  • День рождения ребенка
  • Дети в детском саду
  • Дети раннего возраста
  • Дети школьного возраста
  • Животные для детей
  • Игры для детей
  • Интересное для детей
  • Личность ребенка
  • Обучение детей
  • Одаренные дети
  • Поведение ребенка
  • Подготовка детей к школе
  • Поделки для детей
  • Развитие ребенка
  • Развлечения для детей
  • Ребенок 1 год
  • Ребенок 10 лет
  • Ребенок 11 лет
  • Ребенок 12 лет
  • Ребенок 2 года
  • Ребенок 3 года
  • Ребенок 4 года
  • Ребенок 5 лет
  • Ребенок 6 лет
  • Ребенок 7 лет
  • Ребенок 8 лет
  • Ребенок 9 лет
  • Режим ребенка
  • Современные дети
  • Сценарии для детей
  • Формирование ребенка


  • Избранные статьи

    Проблемы младшего школьного возраста

    Образовательный сайт-для обучения. Проблемы младшего школьного возраста. Какими они далее...


    Режим дня ребенка фото

    РЕЖИМ ДНЯ И РАСПИСАНИЕ далее...


    Детские площадки для детей до 3 лет

    Если даже в загородном доме Вы появляетесь только далее...


    Поведение ребенка начальной школе

    Поведение в школе Поведение в далее...


    Лечить грипп ребенка 2 года

    Как лечить грипп у ребенка Дети далее...


    Популярные статьи

    Интересно

    Безопасность детей руках родителей

    Ученые: 70% смертей происходит из-за вредных привычек Третья часть летальных исходов в мире тесным образом связана с вредными привычками человека: с курением, употреблением...


    Обучение изобразительному искусству детей

    Детское творчество. Обучение детей изобразительной деятельности и конструированию Популярные статьи сайта из раздела «Еда и здоровье» Можно ли похудеть...


    Играть в загадки для детей 9 лет

    Загадки для детей про зверей То факт, что загадка играет огромную роль в развитии ребенка, ни у кого не...